Экспертизы в отношении объектов интеллектуальной собственности и товарных знаков приобретают широкую популярность в наше время. Эксперты (специалисты), аттестованные по данному направлению, должны иметь соответствующее базовое образование и солидный опыт проведения экспертиз и исследований по данному направлению.

Предметом экспертизы объектов интеллектуальной собственности являются устанавливаемые фактические данные, способствующие разрешению вопроса о нарушении прав на объекты интеллектуальной собственности.

Объекты экспертизы – это материальные объекты, содержащие информацию, необходимую для решения экспертной задачи.

Объект интеллектуальной собственности – результат интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Правообладатель — обладатель исключительных имущественных прав на объект интеллектуальной собственности, полученных в силу закона или договора. Правообладатель объекта интеллектуальной собственности может не являться собственником материального носителя (вещи), в котором выражен объект интеллектуальной собственности, напротив, владелец вещи, являясь её собственником, может не являться правообладателем объекта интеллектуальной собственности.

Международная классификация товаров и услуг для регистрации товарных знаков (МКТУ) – принята Ниццким Соглашением система классификации товаров и услуг. При классификации применяются три принципа: отраслевой, функциональный и по материалам изготовления.

При проведении экспертизы объектов интеллектуальной собственности эксперт (специалист) призван решать следующие задачи:

— идентификационные, направленные на выявление признаков объектов и их сравнение для установления сходства или различия. Формулируются в виде вопросов о сходстве обозначений и о соответствии исследуемого товара оригинальной продукции.

— классификационные, направленные на установление характеристик объекта и отнесение его к определенному классу, роду, виду и т.д., в соответствии с определенными классификационными системами.

— товароведческие, направленные на установление товароведческих характеристик объекта (качественных, количественных, ассортиментных, стоимостных и т.д.). Формулируются в виде вопросов об индивидуальных признаках товара и рыночной стоимости.

В зависимости от решаемых задач и поставленных вопросов перед экспертом (специалистом) объектами экспертиз, связанных с исследованием объектов интеллектуальной собственности (далее ОИС), являются:

— обозначения;

— материальные носители обозначений (вещи, товары);

— прочие материалы, относящиеся к решаемым задачам.

В ходе проведения экспертиз объектов интеллектуальной собственности, экспертами (специалистами) решаются следующие вопросы:

1) о тождестве или сходстве до степени смешения обозначений:

— «Является ли обозначение, размещенное на представленном образце товара, тождественным или сходным до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком»?

— «Используется ли на представленном образце товара обозначение тождественное или сходное до степени смешения зарегистрированному товарному знаку»?

2) об однородности товаров:

— «Является ли представленный товар однородным по отношению к товарам (или услугам), для индивидуализации, которых зарегистрирован товарный знак»?

3) о соответствии товара, содержащего объект интеллектуальной собственности, оригинальной продукции:

— «Соответствует ли представленный образец товара требованиям, предъявляемым к оригинальной продукции определенной марки?

4) о рыночной стоимости аналогичного товара;

— «Какова свободная (рыночная) стоимость товара, аналогичного представленному для исследования, с учетом количества представленного для исследования товара, по состоянию на установленную дату на территории Российской Федерации»?

5) о рыночной стоимости оригинального товара:

— «Какова свободная (рыночная) стоимость оригинальной продукции аналогичного ассортимента, с учетом количества представленного для исследования товара, по состоянию на установленную дату на территории Российской Федерации»?

Предоставленные на экспертизу документы и материалы эксперт анализирует на предмет достаточности, полноты и информативности (особенно, в части описания оригинальной продукции), и самостоятельно принимает решение о ходатайстве о предоставлении дополнительной информации и/или необходимости дополнительного поиска информации.

На стадии обработки информации о товарном знаке, кроме информации, полученной из заявления правообладателя, используется информация, полученная экспертом из официальных источников (реестров товарных знаков). Другими словами, эксперт дополнительно производит поиск (в соответствии с возможностями и в рамках законодательства) зарегистрированных обозначений. Данный подход связан с тем, что правообладатель или его представители приводят неполный перечень зарегистрированных товарных знаков, хотя может иметься зарегистрированный знак, более подходящий для проведения исследования и принадлежащий тому же правообладателю.         Для решения указанной задачи экспертом рассматриваются товарные знаки, номер свидетельства на которые указаны в письме представителя правообладателя, а также иные товарные знаки, которые могут быть использованы при проведении исследования (критерии поиска товарных знаков: наименование товарного знака, вид товарного знака (комбинированный, словесный, изобразительный и т.д.), класс товаров по МКТУ, правовая защита на территории РФ, правообладатель). По результатам проведенного исследования экспертом (специалистом) могут быть выявлены товарные знаки, максимально подходящие по установленным критериям исследуемым товарным знакам. Данный подход используется экспертом в случае отсутствия указания в вопросе конкретного номера свидетельства на ТЗ, в отношении которого необходимо проводить экспертизу.

Носителями обозначений являются сами товары, ярлыки, элементы упаковки, техническая документация и т.д.

При описании обозначения, эксперту следует указать носитель обозначения и место расположения на нем того или иного обозначения.

Подробное описание носителя обозначения имеет большое значение, например, при определении признаков отличия представленного товара от оригинальной продукции, а также при классификации в соответствии с МКТУ и установлении однородности данных товаров и товаров, в отношении которых зарегистрирован товарный знак (в отношении которого производится исследование).

Описание особых свойств товара приводится в свидетельстве на право пользования наименованием места происхождения товара.

Проведение экспертом исследования без предоставления товара, на который нанесено обозначение (по фотографии), возможно в исключительных случаях, для решения задачи определения степени сходства обозначений, с соблюдением следующих условий:

— обозначение плоское словесное, изобразительное и комбинированное (состоящее из словесного и простого изобразительного элементов); невозможно исследовать объемные, звуковые, движущиеся, световые обозначения;

— фотоматериалы предоставляются на бумажном носителе, и дублируются в электронном виде в цветовом изображении;

— качество фотоматериалов обеспечивает четкость изображения и позволяет работать с элементами обозначения без потери качества;

— фотографии достоверно демонстрируют места расположения обозначений на товаре, и включают прочие надписи и обозначения, расположенные в непосредственной близости от обозначения; при этом используются фотографии общего вида товара и обозначений во всех местах товара, с сохранением масштаба запечатленных изображений (в том числе с использованием масштабной линейки);

— фотографии снабжаются пояснениями, в т.ч. для их однозначной идентификации с товаром.

Сравниваемые при производстве экспертизы обозначения могут быть признаны несходными, сходными до степени смешения, сходными в высокой степени близкой к идентичности, тождественными с зарегистрированными товарными знаками.

Для принятия решения о сходстве до степени смешения не обязательно должно быть определено сходство по всем признакам (визуальному, смысловому, фонетическому). Для выводов о сходстве до степени смешения эксперту достаточно сходства по двум признакам, например, по фонетическому и смысловому сходству, или по визуальному и смысловому сходству.

Сравниваемые при производстве экспертизы товары могут быть признаны неоднородными, однородными, идентичными, либо близкими к идентичности.

Вывод об однородности товаров экспертом делается по результатам анализа исследуемых признаков в их совокупности в том случае, если товары по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения.

Определение признаков отличия представленного для исследования товара производится экспертом с использованием образца оригинального товара и/или на основании информации (на электронном носителе и/или на бумажном носителе), полученной от правообладателя или его представителей.

Достаточно часто эксперты обращаются уже к накопленной так называемой «базе данных» товарных знаков, экспертизы которых уже проводились ранее. Данные материалы представляют своеобразный архив, состоящий из печатных материалов (копии свидетельств на товарные знаки, копии писем-ответов правообладателей и др. информация, используемая в ходе производства экспертиз; информация на электронных носителях, предоставленных правообладателями). При использовании информации из архивных материалов целесообразно получить подтверждение от правообладателя или его представителей об актуальности данных материалов на момент проведения экспертизы, что распространяется и на использование образцов оригинального товара из архивов.

Следует отметить, что использование экспертом образца оригинального товара без описания отличительных признаков целесообразно только в случае, если исследуемый образец является точной копией оригинального с учетом вида, наименования, марки/ модели/ артикула, материала изготовления и т.д.

Большую проблему составляет получение экспертом оригинального образца для сравнения и проведения полноценного исследования. Во-первых, чаще всего оригинальная продукция выпускается отдельными партиями (коллекциями), и правообладатель физически не имеет возможности снабдить всех экспертов образцами всех своих коллекций. Во-вторых, правообладатель иногда затрудняется определить с каким из оригинальных образцов сравнить, часто правообладатель не производит подобную продукцию. В ситуации часто меняющихся обозначений и маркировок трудно ориентироваться и на представленные описания, т.к. они также относятся к определенной коллекции.

При проведении сравнительных исследований эксперт использует характеристики, выбор которых зависит от объема сведений об оригинальном товаре.

По результатам исследования формулируется вывод о соответствии или не соответствии товаров характеристикам оригинального, или о невозможности достоверно установить соответствие.

Для установления однородности товаров могут приниматься во внимание такие обстоятельства как, род (вид) товаров, их потребительские свойства и функциональное назначение (объем и цель применения), вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия их реализации (в том числе общее место продажи, продажа через розничную, либо оптовую сеть), круг потребителей, традиционный или преимущественный уклад использования товаров и другие признаки.

Основные признаки однородности исследуемых товаров могут учитываться экспертом (специалистом) как каждый в отдельности, так и в совокупности один с другим и со вспомогательными признаками. При этом основные признаки могут переходить в разряд вспомогательных.

Если сравниваемые при производстве экспертизы товары являются одинаковыми (по своему наименованию), то они уже считаются не однородными, а идентичными товарами, либо близкими к идентичности.

Обозначение считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах.

Следовательно, сравниваемые обозначения признаются тождественными, если они полностью совпадают, т.е. являются одинаковыми.

Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.

Оценка сходства обозначений производится на основе общего впечатления, формируемого, в том числе с учетом неохраняемых элементов. При этом формирование общего впечатления может происходить под воздействием любых особенностей обозначений, в том числе доминирующих словесных или изобразительных элементов, их композиционного и цвето-графического решения и др.

Заказать судебную экспертизу и досудебную экспертизу по интеллектуальной собственности (товарным знакам0 можно в нашем научно-исследовательском центре. Опытные эксперты «НИЦ Судебная экспертиза», обладающие огромным опытом, приобретенным в государственных экспертных учреждениях, в том числе в экспертных учреждениях Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС РФ), министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ) смогут качественно провести экспертизу (исследование) по идентификации и определению рыночной стоимости товаров любой сложности в максимально короткий срок. По окончании проведения исследования (экспертизы), экспертная организация «НИЦ Судебная экспертиза» выдает заключение эксперта (заключение специалиста), подготовленное в соответствии с действующим законодательством, а именно с Федеральным Законом № 73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», которое принимается государственными органами, организациями и учреждениями, судами в случае судебных разбирательств, органами дознания, следствием.

Стоимость проведения экспертизы по интеллектуальной стоимости зависит от количества исследуемых объектов. количества и сложности поставленных на разрешение эксперту вопросом, технической стороны решения вопроса, срока исполнения. Гарантируем высокое качество и максимально короткий срок исполнения.

Обращайтесь в наш Научно-исследовательский центр и мы решим ваши вопросы в максимально короткий срок.

Выполненные работы:

По вопросам проведения экспертизы звоните

+7 (495) 920-07-16, +7 (903) 732-28-02, +7 (915) 479-84-73

или воспользуйтесь формой обратной связи

    Название экспертизы

    Тип экспертизы

    Срочность

    Выезд на осмотр

    Явка в суд

    Город, в котором необходимо провести экспертизу

    Имя

    Телефон

    Сообщение

    Нас рекомендуют: